Российский Автопром - год нынешний и год минувший
ТЕМПЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В 2007 ГОДУ В 2 РАЗА ПРЕВЫШАЛИ СРЕДНЕМИРОВЫЕ. ЗАМЕТНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА НАБЛЮДАЛОСЬ ВО ВСЕХ СЕГМЕНТАХ РОССИЙСКОГО АВТОСТРОЕНИЯ, ОДНОВРЕМЕННО УСИЛИЛАСЬ ТЕНДЕНЦИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО СНИЖЕНИЯ ДОЛИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ ИХ ВЫПУСКА.
Грузовое автостроение
Российское грузовое автомобилестроение не знает спадов уже с 2002 г., а в последнюю пару лет темпы его развития находятся на уровне 15-20%. Положительная конъюнктура рынка грузовой техники, обусловленная общим подъемом экономики страны, ростом грузооборота, повышением покупательной способности юридических и физических лиц, увеличением государственного заказа способствовала подъему производства грузовых автомобилей в 2007 году до 288,5 тысяч единиц, или на 16,0% больше по сравнению с 2006 годом. Положительный индекс производства имели практически все российские заводы, производящие грузовую автотехнику.
Стабильный экономический рост, рост объемов строительства и грузооборота в стране ведут к изменению структуры перевозок. Логистика крупных розничных объектов требует более вместительного (по грузоподъемности и объему грузового отсека) и экономически эффективного транспорта, что положительно отражается на объемах реализации в сегменте грузовых среднетоннажных автомобилей. В частности, рост выпуска грузовых автомобилей в АМО «ЗИЛ» составил 46,5%, в особенности востребованными оказались среднетоннажные автомобили ЗИЛ-43336 (+38,3%), ЗИЛ-4329 (+265,7%).
По-прежнему высоким спросом пользуются грузовые автомобили Горьковского автозавода, как малотоннажные, так и среднетоннажные: прирост их производства в 2007 году составил 11,1%, а общий выпуск перевалил за 160 тыс. единиц. Рост объемов реализации грузовиков ГАЗ в сегменте легких коммерческих автомобилей в 2007 году превысил 9%. Основными факторами являлись увеличение оборота розничной торговли и реальных денежных доходов населения, а также государственная политика в области реализации национальных проектов в сфере коммунального и сельского хозяйства. Кроме того, со стороны коммунальных и специализированных служб увеличился спрос на специальную легкую коммерческую технику - автофургоны различного назначения, самосвалы, ав-тогидроманипуляторы, эвакуаторы и прочую автомобильную технику с повышенной долей добавленной стоимости. Рост спроса на фургоны составил 12% к аналогичному показателю 2006 года и обусловлен повышенным спросом на цельнометаллические автомобили в связи с неудовлетворенной потребностью в автомобилях бортовой группы.
По итогам 2007 года рост консолидированного объема реализации Горьковского автозавода в этом сегменте превысил 12% к уровню 2006 года. Увеличение объемов реализации среднетоннажного автомобиля ГАЗ-3310 «Валдай» в городах и пригородах в 2007 году превысил 22% к уровню прошлого года. Значительный рост по группе внедорожных грузовых автомобилей ГАЗ-3308 (порядка 50%) связан со стабильным ростом таких отраслей, как строительство, ЖКХ, а также распространением финансово-кредитных услуг на село и национальным проектом по сельскому хозяйству. По итогам 2007 года, доля ГАЗа в сегменте среднетоннажных грузовиков (полной массой до 9 т) выросла до 60%.
Производство малотоннажных автомобилей ОАО «УАЗ» выросло на 21,9%, а шасси ISUZI, выпускаемых на территории Ульяновского автозавода, - в 5,4 раза. Особое развитие в последние годы получило производство на основных заводах, выпускающих большегрузные автомобили. Так, ОАО «КамАЗ» в 2007 году увеличил их производство на 23,3%, ОАО «A3 «Урал» на 56,7%, ОАО «Брянский автомобильный завод» - в 3,7 раза.
В сегменте большегрузных автомобилей 2007 год характеризуется резким ростом спроса, вызванным увеличением объемов инвестиций и строительства, расширением банковского кредитования, реализацией национальных проектов. Ряд производителей не смог увеличить производство в соответствии со спросом, и в феврале - октябре прошедшего года на рынке наблюдался существенный дефицит тяжелых грузовых автомобилей.
Внимания заслуживают показатели работы Камского автозавода. Даже недавнее падение финансового рынка не поколебали его позиции на фондовой бирже ММВБ, где его акции подорожали на 6,8%. Так отреагировала биржа на сообщения о результатах работы предприятия за 2007 год: объем продаж ОАО «КамАЗ» вырос на 22,75% до 85,2 млрд. рублей, а за 2008 год он должен увеличиться до 127,8 млрд. рублей, автомобилей запланировано выпустить 65 тыс. единиц, или на 29,3% больше, чем в 2007 году.
Являясь лидером в сегменте полноприводных грузовых автомобилей, «Группа ГАЗ», увеличила к концу года свою долю в этом сегменте до 61%. При этом рост объема реализации в 2007 году составил свыше 40% к аналогичному показателю 2006 года. Фаворитом в данной области стал автомобильный завод «Урал», в ушедшем году предприятие увеличило объем производства на 58,3% - до 15 751 грузовика. Такой существенный рост не в последнюю очередь объясняется благоприятной ценовой конъюнктурой, увеличением доли спецтехники на базе шасси «Урал», выходом в более дорогой
сегмент. Впервые за последние полтора десятилетия автозавод «Урал» вернулся к двусменному режиму работы, увеличив ежесуточный темп сборки до 70 грузовиков против 35 автомобилей в январе 2007 года. Существенно больше на конвейере стало представителей новой гаммы - дорожных автомобилей. Ныне их собирается от 70 до 100 штук ежемесячно. За два года выпущены более 1200 дорожных грузовиков «Урал». Стали появляться первые образцы спецтехники на базе «дорожников»: автобетоносмесители, цистерны и автокраны.