Модернизация "Хвоста"
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА НАЧАЛАСЬ В КОНЦЕ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ. С ТЕХ ПОР ПРОИЗВОДИТЕЛИ НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ПОИСКЕ НОВЫХ РЕШЕНИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ УЛОЖИТЬСЯ ВО ВСЕ БОЛЕЕ ЖЕСТКИЕ РАМКИ ВСЕВОЗРАСТАЮЩИХ ТРЕБОВАНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ. ОДИН ИЗ ПРИМЕРОВ -НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ПРИЦЕПОВ Т-ЕВS Е, РАЗРАБОТАННОЕ КОМПАНИЕЙ WАВСО.
Работая в составе автопоезда, тормозная система прицепа должна обеспечивать максимальную эффективность и быстродействие. Обычная двухпроводная схема, выполненная в соответствии с нормами Европейского сообщества и включающая в себя набор пневматических аппаратов (тормозной кран прицепа, автоматический регулятор тормозных сил, ускорительные клапаны и т.п.), даже без электроники работает эффективно, особенно если дополнена АВ5. Но всегда хочется большего, а значит, всегда имеются основания для усовершенствования.
Воздух, как известно, имеет свойство сжиматься, и это накладывает свои ограничения на быстродействие пневматической системы. А потому одна из основных задач, стоящих перед проектировщиками пневматических тормозных систем - сокращение времени срабатывания. А что, если посылать команду на торможение прицепа не воздухом, а электричеством? Оно-то распространяется со скоростью света, то есть мгновенно! На сегодняшний день эта идея уже успешно реализуется. Еще одну степень усовершенствования тормозного привода можно достичь, объединив множество компонентов в один узел, а заодно и решив задачу устранения отклонений в характеристиках пневматических клапанов за счет точно работающих механизмов с электронным управлением.
Применение электронных пневматических тормозных систем позволяет решать задачи усовершенствования. Компания МаЬсо приступила к производству таких систем в 1998 г., и сейчас в эксплуатации находятся уже несколько поколений Т-ЕВS (С2, СЗ, D, D+). Принципиальную схему можно рассмотреть на примере системы ЕВS поколения D. В состав системы вместе с клапаном аварийного растормаживания входит основной элемент - модулятор ЕВS, представляющий собой электропневматический регулирующий блок со встроенным управляющим устройством, датчиками скорости и давления, резервными клапанами, а также соединительными трубками и кабелями. В зависимости от количества датчиков скорости (S) и регулирующих контуров (М), данная конфигурация обозначается как 2S/2М или 4S/2М.
В алгоритме заложена возможность работы с любыми типами тягачей, как оборудованными электронными системами, так и не оборудованными. Команда на торможение, посылаемая водителем, является управляющим сигналом. Если прицеп буксируется тягачом с ЕВS и соединяется с ним через АВS-разъем по IS0 7638, то управляющий сигнал с тягача подается на модулятор прицепа через интерфейс прицепа САN (он является приоритетным). При невозможности подачи электронного сигнала, например при отсутствии нужной системы на тягаче, существует вполне равноправный вариант управления путем измерения давления. Это измерение производится в модуляторе прицепа или с помощью дополнительного внешнего датчика. Из-за конструктивных особенностей алгоритм работы ЕВS на прицепе с дышлом и трехосном полуприцепе несколько отличается. Важно заметить, что при выходе из строя электрического питания система всегда позволяет затормозить, если не в основном, то в резервном режиме работы.
Вместе с основной функцией штатного торможения модулятор ЕВS реализует функцию автоматического регулирования тормозных сил в зависимости от нагрузки (текущая степень загрузки подтверждается датчиками, измеряющими давление в пневмобаллонах), антиблокировочную функцию (датчики скорости вращения колес) и функцию обеспечения поперечной устойчивости П55. Последняя имеется в системах, начиная со второго поколения ЕВS-СЗ и заслуживает отдельного пояснения.
Как известно, транспортники стремятся иметь подвижной состав наибольшего полезного объема, чтобы при перевозке легковесных грузов иметь наибольшую загрузку. А это означает очень высокое положение центра тяжести всего автопоезда. При этом тенденция к опрокидыванию на крутых поворотах проявляется в первую очередь у прицепов: смещаясь к центру, они испытывают заметно большее ускорение, чем тягач. Водители почти всегда вовремя замечают, что тягач начинает скользить, но «почувствовать» начало скольжения или опрокидывания прицепа даже очень опытному водителю обычно удается слишком поздно, чтобы произвести корректирующие действия. Система RSS определяет, когда возникает риск перевернуться, и автоматически тормозит. При этом RSS использует входные параметры ЕВS прицепа: скорости колес, текущую нагрузку, а также информацию от дополнительного датчика поперечного ускорения, встроенного в корпус модулятора. Сигналом возникновения риска является значительное снижение нагрузки на колеса, находящиеся с внутренней стороны поворота, а также превышение расчетного поперечного ускорения.
На прошедших выставках IАА-2006 в Ганновере и «Комтранс-2007» в Москве компания \Л/аЬсо представила новое поколение электронной тормозной системы для прицепов Т-ЕВS Е, предлагающее еще более высокую степень интеграции, обеспечивающее более простое и безопасное торможение прицепов и повышенную надежность. Новый модулятор имеет оригинальный дизайн, возьмем на себя смелость применить этот термин к пневмоприборам. Сверху он больше похоже на системный блок мощного компьютера. А чем же он примечателен функционально?