Псковинтеравто

Автомобильные грузовые перевозки по России, странам Европы и Балтии
Калькулятор расстояний
Россия, г. Псков
Снятная гора 2
Телефон:
+7 [811] 272 34 18
+7 [811] 272 34 19

 

 

 

ПсковИнтерАвто © 2000 - 2018 г.
главная  |  автопарк  |  заказ  |  услуги  |  связь  |  клиенты

Опломбирование прицепа. Советы юриста

Таблица № 2. Опасные грузы категории LQ-0.

Опломбирование прицепов

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, как действовать водителю, если инспектор ГАИ требует открыть опломбированный прицеп? Имеют ли право сотрудники МВД вскрывать опломбированный груз?

Начнем с нормативных актов.
Опломбировка осуществляется в соответствии с Правилами пломбирования и обандероливания грузов, которые содержатся в разделе 4 «Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» от 30.07.1971 г. Данные правила указывают:

§ 1. Загруженные крытые автомобили и прицепы, отдельные секции автомобилей, контейнеры и цистерны с назначением к одному грузополучателю должны быть грузоотправителем опломбированы, а мелкоштучные товары, находящиеся в ящиках, коробках и другой таре, при перевозке в неопломбированном подвижном составе или контейнерах - опломбированы или обандеролены. В товарно-транспортной накладной делается отметка об опломбировании груза и контрольных знаках пломбы.

§ 2. Для обеспечения сохранности груза, перевозимого в несколько адресов, внутри кузова (фургона) автотранспортное предприятие или организация может устанавливать перегородки, позволяющие разделять кузов на отдельные пломбируемые секции.

§ 3. Шофер не принимает участия в перевесах и пересчетах грузов, прибывших в исправных автомобилях, прицепах, отдельных секциях автомобиля, контейнерах и цистернах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, а также в исправной обандероленной таре, которые выдаются грузополучателю без проверки веса и состояния груза и количества грузовых мест.

§ 4. Пломбы грузоотправителя должны иметь сокращенное наименование грузоотправителя и контрольные знаки (торговые знаки или номера тисков). При пломбировании автотранспортным предприятием или организацией пломбы должны иметь наименование автотранспортного предприятия или организации и номер тисков.


. Пломбы, навешиваемые на подвижной состав (фургоны, цистерны и т.п.), контейнеры, секции автомобиля, отдельные грузовые места не должны допускать возможности доступа к грузам и снятия пломб без нарушения их целости.

§ 6. Пломбы навешиваются:

а) у фургонов или секций автомобиля - на всех дверях по одной пломбе;
б) у контейнеров - на дверях по одной пломбе;
в) у цистерн - на крышке люка и сливного отверстия по одной пломбе, за исключением случаев, когда особый порядок пломбирования предусмотрен правилами перевозок отдельных видов наливных грузов;
г) у грузового места - от одной до четырех пломб в точках стыкования окантовочных полос или других увязочных материалов.

§ 7. Пломбирование груза, укрытого брезентом, можно производить, только когда соединение его с кузовом обеспечивает невозможность доступа к грузу. Пломбы навешиваются на концах соединительного материала в местах стыкования последнего с кузовом подвижного состава.

§ 8. Перед пломбированием автофургонов (контейнеров) обе дверные накладки должны быть скреплены закрутками из отожженной проволоки диаметром не менее 2 мм и длиной 250 - 260 мм.
Закручивание проволоки должно производиться специальной металлической пластинкой с двумя отверстиями диаметром 6 - 10 мм и расстоянием между ними 35 мм.
Скрепление дверных накладок проволочными закрутками осуществляет грузоотправитель, производящий погрузку груза.

§ 9. Для пломбирования могут применяться свинцовые или полиэтиленовые пломбы с камерой или с двумя параллельными отверстиями, а также термически-обработанная (отожженная) проволока диаметром 0,6 мм.

§ 10. Пломбы должны быть навешены на проволоку, предварительно скрученную в две нити. Скручивание проволоки производится из расчета четырех витков на сантиметр длины.
Навешивание пломб с двумя параллельными отверстиями должно производиться в следующем порядке. В каждую из пломб продевается один конец отрезка пломбировочной проволоки.
Свободный длинный конец проволоки пропускается в два оборота сквозь ушко дверной накладки двери фургона (контейнера), а затем через одно и второе отверстия пломбы. После этого пломба зажимается тисками.

§ 11. При навешивании свинцовых пломб с камерой концы проволоки пропускаются через входные отверстия пломбы, скручиваются в 2 - 3 витка, и витки втягиваются в камеру пломбы с последующим зажимом их тисками.
При навешивании полиэтиленовых пломб с камерой концы проволоки пропускаются через входные отверстия пломбы, затем эти концы скручиваются между собой двумя витками, один конец проволоки закручивается вокруг второго, а затем второй - вокруг первого в последовательном порядке.
После этого образовавшийся узел втягивается до отказа в камеру, и пломба зажимается пломбировочными тисками.

§ 12. Петля, образуемая при пломбировании между ушками дверной накладки (крышки колпака цистерны) и пломбой, должна быть не более 25 мм.

§ 13. Пломбы сжимаются тисками так, чтобы оттиски с обеих сторон получались четкими и ясными, а проволоку нельзя было вытащить из пломбы. После сжатия тисками каждая пломба должна быть тщательно осмотрена и в случае обнаружения дефекта (неясность цифр знака тисков, срез знаков и т.п.) заменяется другой.

§ 14. Контрольные знаки пломб должны иметь буквенные и цифровые обозначения, нумерация которых производится в последовательном порядке от 001 до 999.

§ 15. Перевозка с неясными оттисками установленных знаков на пломбах, а также с неправильно навешенными пломбами запрещается.

§ 16. Материалы, которыми произведено обандероливание (бумажная лента, тесьма и т.д.), должны представлять собой единое целое (без узлов и наращивания) и скрепляться в местах соединений отличительным знаком изготовителя или грузоотправителя (печатью или штампом).
Обандероливание должно быть произведено так, чтобы без разрыва материала, которым оно произведено, доступ к грузу был невозможен.

Приказ Министерства внутренних дел РФ от 20 апреля 1999 года №297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел РФ» в п.6.5.11. указывает, что сотрудники ДПС при несении службы имеют право: «Осуществлять в порядке, установленном законодательством РФ, административное задержание и личный досмотр граждан, досмотр транспортных средств (подпункт Н пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ).

Подпункт Н пункта 12 вышеуказанного Положения гласит: «Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях».

В свою очередь КоАП РФ в ст.27.9 «Досмотр транспортного средства» содержит порядок осуществления досмотра транспортного средства:
«1. Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

2. Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых.

3. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица.

4. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

5. О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

6. В протоколе о досмотре транспортного средства указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре транспортного средства.

7. В протоколе о досмотре транспортного средства делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении досмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

8. Протокол о досмотре транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лица, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о досмотре транспортного средства вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру».

Если разбирать ситуацию в жизни, то она складывается следующим образом. Сотрудник ГИБДД останавливает транспортное средство, перевозящее определенный груз. После проверки необходимых документов, сотрудник ГИБДД желает досмотреть перевозимый груз. Прицеп опломбирован отправляющей организацией, поэтому сотрудник ГИБДД просит водителя либо экспедитора снять пломбу, которая является помехой для досмотра перевозимого груза. В свою очередь водитель (экспедитор) решает вопрос о снятии пломбы, дабы не препятствовать досмотру. Отказать в снятии пломбы сотруднику ГИБДД водитель не может, так как данное действие будет являться неподчинением законному праву сотрудника ГИБДД, а соответственно может повлечь неприятные последствия. В протоколе досмотра транспортного средства сотрудник ГИБДД не указывает факт снятия пломбы, так как данные действия были осуществлены не им, поэтому требовать от сотрудника ГИБДД указания данного действия в протоколе незаконно.

Многие водители боятся вскрывать пломбы из-за пункта договора о сохранности груза в опломбированном прицепе. По данному вопросу можно сказать следующее, ст.133 Устава автомобильного транспорта РСФСР от 08.01.1969 года №12 гласит:
«Автотранспортные предприятия и организации освобождаются от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда:
а) груз прибыл в исправном автомобиле (контейнере) за исправными пломбами грузоотправителя, а штучный груз - с исправными защитной маркировкой, бандеролями, пломбами грузоотправителя или изготовителя;

б) недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе;

в) груз перевозился в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя);

г) недостача груза не превышает норм естественной убыли.

В указанных случаях автотранспортное предприятие или организация несет ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли по вине автотранспортного предприятия или организации». Соответственно п. «а» если пломбы неисправны, то вся ответственность за утрату, недостачу, порчу, повреждение груза ложится на транспортную организацию, занимающуюся перевозкой груза. Однако факт снятия пломбы будет обоснован протоколом досмотра. Поэтому во избежание неприятных последствий о досмотре опломбированного прицепа следует оповестить грузоотправителя.

Вывод:
- досмотр опломбированного транспортного средствами проводится сотрудником ГИБДД в присутствии двух понятых;
- пломбы снимаются водителем (экспедитором) либо представителем грузоотправителя;
- протокол досмотра не содержит указание на пломбы;
- отказ в снятии пломб невозможен, так как будет считаться препятствованием к осуществлению сотрудником ГИБДД исполнения своих законных прав и обязанностей по выявлению и пресечению противозаконных деяний.

По материалам и с разрешения журнала АвтоТрак